🗓️13.10.2025

      К 90-летию композитора Арво Пярта

      «МУЗЫКА КОСМОСА»

      Струнный оркестр заслуженного коллектива Республики Беларусь Национального академического концертного оркестра Беларуси им. М.Я.Финберга

     Концертмейстер – Евгения Орлова

      Художественный руководитель-главный дирижер – Максим Рассоха

      Солисты – Екатерина Пукст (скрипка), Мария Пищик (скрипка)

***

      Арво Пярт – один из самых значимых музыкантов XX века. Живая легенда, культовый для нескольких поколений эстонский композитор, выдающийся мыслитель и философ от мира музыки. На протяжении долгой творческой карьеры Пярт склонялся к разным музыкальным течениям, идеологиям, но до конца не разделил ни одно из них. Ближе всего он был к минимализму. В музыке Арво Пярта много духовного, человеческого. Оттого ее называют сакральным минимализмом. Он стоит в одном ряду с такими выдающимися композиторами современности, как А.Шнитке, С.Губайдулина, Г.Канчели, Э.Денисов. Создатель авторского стиля «тинтиннабули», в котором специфически воплотил принципы техники минимализма и эстетики «новой простоты».

      “Tabula Rasa – двойной концерт для двух сольных скрипок, подготовленного фортепиано и камерного оркестра, написанный Арво Пяртом в 1977 году и посвящённый скрипачу Гидону Кремеру. Название переводится с латыни как «чистая доска». “Tabula Rasa” является одним из самых ранних произведений, написанных в технике «тинтиннабули».

      “Fratres («Братья») – пример пяртовского «тинтиннабули». Это трёхчастная музыка, написанная в 1977 году, без фиксированной инструментовки, и её описывают как «завораживающий набор вариаций на тему из шести тактов, сочетающий в себе неистовую активность и возвышенную тишину, которая воплощает наблюдение Пярта о том, что «мгновение и вечность борются внутри нас».

В программе:

      Арво Пярт (*1935) – «Коллаж на тему В-А-С-Н» для струнных, гобоя, клавесина и фортепиано (1964)

– Пассакалия для двух скрипок, вибрафона и струнного оркестра (2003 / 2007)

– Двойной концерт для двух сольных скрипок, подготовленного фортепиано и камерного оркестра “Tabula Rasa” (1977)

– “Fratres” для скрипки, струнного оркестра и ударных (1977 / 1992)

– «Кантус памяти Бенджамина Бриттена» для струнного оркестра и колокола (1980)

– «Если бы Бах разводил пчёл…» для духового квинтета, струнных, фортепиано и ударных (1976 / 1984)

Top